• То штиль, то штормовой ветер...

    Парусный спорт в России: от императоров до матроса, державшего мачту руками
    То штиль, то штормовой ветер... - фото

    Фото: БК LEON

    То штиль, то штормовой ветер…

    Именно так развивался в России парусный спорт – один из старейших и главных олимпийских видов спорта.

    Петр Великий, наш самый знаменитый фанат мореходства, одним из первых в мире начал проводить то, что позже назовут регатами. Император устраивал регулярные прогулки в акватории Невы на парусных и гребных судах, называемых Невским флотом. Петр мечтал, что со временем все жители Петербурга будут пользоваться яхтами и лодками вместо телег и лошадей. 

    Однако после смерти Петра забаву надолго забросили, а петербургские каналы стали всего лишь достопримечательностью.

    Николай Первый, почитавший Петра своим кумиром, поддержал создание Санкт-Петербургского Императорского яхт-клуба. Это был самый элитный клуб России. Так что доступ туда был строго ограничен.

    w_57959100.jpg

    Тем не менее, всплеск интереса к яхтингу и дальним плаваниям в стране был огромен. Николай всячески поощрял его. Именно он, между прочим, заманивал в Петербург выдающихся художников-маринистов, в том числе легендарного Айвазовского. 

    А в 1858 году в Петербурге появился более открытый Речной яхт-клуб – настоящий предок современных парусных сообществ Северной столицы. Клубы начали распространяться по всей стране, причем не только в морских портах. Их ведь даже в Российской империи было не так-то много. Свои яхт-клубы появились в Киеве и Саратове.

    DSC_0550.JPG

    Действительно массовым российский парусный спорт стал только в 20-м веке. В 1930-х в СССР происходит колоссальный бум парусного строительства. История про капитана Врунгеля родилась не из головы – яхты и неунывающие капитаны в те времена действительно были у всех на устах.

    Правда, первые выходы советских мореходов на международную арену завершились не так триумфально, как регата Врунгеля. Беличьи колеса и шампанская тяга в реальности не работают, а настоящего опыта у наших спортсменов не было. На Олимпиаде в Хельсинки яхтсмены СССР были аутсайдерами, не сумев войти в Топ-10 ни в одной из пяти дисциплин.

    Скажем, экипаж Николая Ермакова на яхте «Цирцея» занял, вроде бы, приличное 11-е место в гонке килевых яхт 6mR, но... участвовало всего 11 экипажей... Яхтсмены шутили, что от гнева начальства их спасли только футболисты, которые тогда оконфузились громче всех.

    w_57979534.jpg

    Тем более шокирующим стал успех на Олимпиаде в Риме-1960. Это вообще был великий турнир, возможно, лучший в нашей спортивной истории. Рвали все: не только гимнасты, борцы и штангисты, но и стрелки, легкоатлеты. Даже конники отличились! Советский спорт отправил мир в нокаут, и среди прочих золото увезли моряки.

    Тимур Пинегин и Федор Шутков сенсационно выиграли первое место в заезде «Звездных» на яхте «Торнадо», опередив маститых хозяев-итальянцев, португальцев и американцев.

    Мы не для смеха вспомнили конфуз-1952. В том самом неудачливом экипаже Ермакова на «Цирцее» был молодой матрос Шутков. Когда в одной из гонок соскочила с места краспица (один из мачтовых брусьев) Шутков втиснул ее на место и более трех часов держал руками, лишь бы не допустить позорного схода с гонки! Так создавался чемпионский характер.

    А вот с матчастью у Пинегина и Шуткова в Риме все было по высшему классу. Ничего руками завинчивать не пришлось. Именно это, вкупе с фактором неожиданности, обусловило победу. Конкуренты отчаянно блокировали друг друга, не допуская мысли, что советские гонщики уйдут в отрыв. Напрасно.

    w_57979778.jpg

    В течение 15 лет на мировых регатах гремел Валентин Манкин, трехкратный олимпийский чемпион, уникальный яхтсмен, выигравший олимпийское золото в трех разных классах: «Финн», «Темпест» и «Звездный». Выиграть три Олимпиады может только железный человек, у которого рассчитана каждая секунда, и таков был Манкин.

    Пока друзья упивались морской романтикой и надеялись на ветер, он до дюйма изучал акватории будущих стартов, сидел на строжайших диетах и тренировался по 12 часов в сутки, используя каждую возможность. 

    Даже перед телевизором сидел не просто так, а на корточках для укрепления мышц. Да-да, идея тренироваться на беговой дорожке и смотреть в монитор далеко не нова. Все уже было.

    w_57936125.jpg

    Сейчас российским яхтсменам далеко до олимпийского золота: последние поколения наших спортсменов явно уступали сильнейшим советским в подготовке. Во многом, из-за отсутствия собственной матчасти: производство яхт, как и многое другое, после распада СССР частично пришло в упадок, частично оказалось в новых странах (и там все равно пришло в упадок).

    Сейчас парусный спорт активно развивается в нескольких городах России от Петербурга до Сочи и Владивостока. Летняя Олимпиада в Сочи дала мощный толчок развитию парусного дела на черноморском побережье, где теперь есть несколько эффектных стоянок, а многочисленные виды спорта прогрессируют в связке. 

    Например, спонсор футбольного клуба «Сочи», букмекерская компания «LEON», одновременно содержит свой яхт-клуб, способствуя развитию корпоративных регат в регионе, тогда как в Санкт-Петербурге Газпром точно так же спонсирует и футбольный «Зенит», и городской яхт-клуб.

    ESC_0759.JPG

    В 21-м веке мы стали забывать, что яхта – это вовсе не плавучий ресторан и не аттракцион для богатых. Это, прежде всего, свобода и возможность проявить свой характер в борьбе с ветром или соперниками. Самое время вспомнить. 

    Пройди тест о знаменитых героях отечественного парусного спорта и получи бонус от БК LEON!

    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»