• Творцы нашей истории

    Санкт-Петербург встречает Кубок мира

    17.03.16 23:52

    Творцы нашей истории - фото

    Фото: «Спорт День за Днем»

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548

    ERID:

    Правила рекомендаций

    Подготовка к чемпионату мира в Санкт-Петербурге ведется многопрофильная, по всем возможным направлениям. И, конечно же, приоритетнейшие из них — это возведение стадиона, ремонт дорог, отели, вокзалы, театры, рестораны...

    Все это очень важно. Но не менее важно и другое. Воспитание болельщиков. Воспитание в духе питерского патриотизма, уважения к собственной истории, к ярким личностям, ее творившим. Речь в том числе и о футбольной истории Великого города, где, собственно, и появилась игра миллионов в нашей стране. А такие личности были на берегах Невы всегда. Многое делается для того, чтоб их имена знал и чтил каждый петербуржец. И работа в этом направлении продолжается.

    Герой на поле и вне его

    1984 год, первое в истории чемпионство «Зенита». Уникальный, незабываемый триумф напрямую связан с именем выдающегося нашего тренера Павла Федоровича Садырина. Скромный в жизни человек, Садырин не раз проявлял подлинное мужество, а можно сказать, совершал героические поступки, причем за пределами футбольного поля.

    В начале семидесятых Павел Садырин вместе с товарищами по «Зениту» Василием Даниловым и Львом Белкиным вытащили из подвала бакинской гостиницы «Азербайджан», заливаемого водой, забытую там молодую девушку-телефонистку. Дверь заклинило, вышибить ее трем спортсменам было несложно, за девушкой пришлось нырять. И это вроде бы не проблема, вот только подвал заливало горячей, очень горячей водой. Тем не менее девушку спасли.

    Но спасение утопающих осталось делом Павла Федоровича. Летом 1995 года он давал интервью питерским телевизионщикам (бригаде Эрнеста Серебренникова) в ранге главного тренера «Зенита», стоя у пруда в парке в Удельной, возле базы команды. Надо же было такому случиться, что именно в этот момент в грязном и холодном водоеме начал тонуть 11-летний мальчик Леша Базлов. Оператор продолжал снимать (такое бывает раз в жизни), а Садырин бросился в воду (мальчишка тонул возле противоположного берега), со скоростью заправского пловца преодолел разделявшее их расстояние и вытащил пацана.

    Тренер-победитель

    Он, конечно, был мужественным человеком. Но и очень добрым, порядочным, отзывчивым. Такому нечего бояться подводных камней. Он и не боялся. Был прямым мужиком, не искавшим, а попросту и не замечавшим подводных течений. За своих ребят был готов в огонь и в воду. И именно от них (вот парадокс!) дважды получал тяжелые удары ниже пояса, из песни слова не выкинешь. Из истории — тем более. Как большинство добрых людей, Павел Федорович был вспыльчив. И, естественно, отходчив. Обижаться на его вспыльчивость не стоило, доброта наставника бросалась в глаза. Но тем не менее что было, то было. Да и резкость, прямота не всем по нраву.

     

    Реклама • olimp.bet
    ООО «БК «Олимп», ИНН 7726705980, ID #a-42548 [ X ]
    ERID:
    Правила рекомендаций

    История давно расставила все по местам. Кто-то из тех, кто подписывал, раскаялся публично, кто-то предпочитает не вспоминать, кто-то ссылается на молодость и «темные силы», подбившие на необдуманный поступок. Многого ли они добились без Садырина? Результат — критерий, а он налицо. И результаты Федоровича тоже. Он — один из немногих тренеров, побеждавших в чемпионатах СССР с разными командами. Удары были тяжелые, но оказались не нокаутирующими. Крепкий мужик умел держать удары, не падал. Брался за работу и доказывал — вот у него как раз получалось. Обиды в сердце он подолгу не держал. Она осталась у тех, кто знал этого милейшего, доброго, веселого, остроумного, всегда готового помочь человека.

    В сердцах людей осталась память. «Самый лучший тренер в мире Павел Федорович Садырин» — и сегодня скандируют питерские болельщики, и сегодня они обожают своего Пашу.

    А на доме на Московском проспекте, где он жил, установлена мемориальная доска. Футболисты, тренеры, болельщики «Зенита» ежегодно возлагают к ней цветы.

    Капитан Выручалкин

    Садырину, сыгравшему за «Зенит» 333 матча, не раз доводилось выходить на поле вместе с легендарным ленинградским футболистом Львом Бурчалкиным. В «Зените» этот форвард дебютировал в 1957 году и провел за команду 16 сезонов. В начале 1960-х болельщики перестали звать своего любимца Рыжим. Прозвище переделали на почетнейшее Бурчалкин-Выручалкин. Он был капитаном команды, ее лидером и душой, лучшим бомбардиром «Зенита». В те годы питерцев крайне неохотно приглашали в сборную СССР. Вот и Лев Бурчалкин сыграл в ее составе всего один матч, зато в олимпийской выступал немало. Он мог чаще играть в главной команде страны, для этого требовалось перебраться в столичный клуб, и от приглашений не было отбоя. Каждое межсезонье болельщики с тревогой ожидали сообщений о Выручалкине, но он остался верен «Зениту», категорически отказываясь покидать родной город и родную команду. Провел за нее 400 матчей — четвертый показатель за всю историю советского футбола — и забил 78 мячей.

    Большую часть карьеры Лев Бурчалкин провел на левом краю зенитовской атаки, на этой же позиции играл и в олимпийской сборной. В 1964 году в матче против команды ГДР буквально затерзал одного из лучших крайних защитников Европы Клауса Урбанчика. Обладатель пышной рыжей шевелюры обладал и скоростным дриблингом, и постоянной нацеленностью на ворота.

    Орденоносец

    Кумир всего футбольного Ленинграда, символ «Зенита», казалось, обречен был стать главным тренером родной команды. Ему довелось в ней поработать, но недолго. Трудился он в штабе команды, возглавить ее не получилось. Лев Дмитриевич, вероятно, был слишком мягким, добрым человеком. Он был всегда открыт, расположен к общению. Мне часто доводилось беседовать с ним, в частности, по завершении матчей «Зенита». Поражения Дмитрич переживал эмоционально, но никогда, даже в доверительных беседах без диктофона, ни об одном футболисте плохо не отзывался. Мягкость характера, кстати, не помешала ему успешно тренировать владивостокский «Луч», карагандинский «Шахтер». Дальневосточников в 1992-м Бурчалкин вывел в высшую лигу. В конце ХХ века Лев Дмитриевич выпестовал в зенитовском фарм-клубе Вячеслава Малафеева и Андрея Аршавина.

    Лев Дмитриевич награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. А главное — его любил весь многомиллионный город на Неве. Его любят и помнят и сегодня. Его имя хорошо известно детям, занимающимся в футбольных школах города на Неве. Он — пример служения футболу, верности клубу, родному городу. И это очень важно, что в Петербурге именно на таких примерах мы воспитываем наших ребят.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»
    Новости партнёров