Спорт редко воспринимается как часть музейного нарратива, но он там есть. Иногда – в силуэте на фоне, иногда – в центре полотна.
В рамках нового проекта «Спорта День за Днем» – «Спорт в искусстве. Гид по Петербургу» – мы расскажем, как разные виды спорта отражаются в произведениях из собраний крупнейших музеев Санкт-Петербурга.
Начнем с Государственного Эрмитажа – одного из крупнейших музеев мира, в коллекции которого можно найти не только античные статуи и французский импрессионизм, но и неожиданные свидетельства спортивной жизни.
В этом материале – три произведения, которые связаны со спортом и при этом принадлежат к совершенно разным эпохам и жанрам. От нидерландской зимы XVII века до соревнований под Парижем и хоккея глазами американского художника.
Ян ван Гойен. «Конькобежцы». Нидерланды, XVII век
Перед нами сцена нидерландской зимы: замерзшая река или канал, а на льду – десятки фигур на коньках. Одни скользят, другие падают, кто-то просто наблюдает. Это будничный жанровый этюд: люди на льду – часть пейзажа, как домики или деревья на заднем плане.
Тем не менее картина позволяет увидеть истоки массового катания на коньках как сезонного досуга и предшественника скоростного бега на льду. Лед как социальное пространство – место встреч, прогулок, случайных гонок. Нидерландские живописцы любили подобные сцены: в них отражалась зима с ее радостями, холодом и народными развлечениями.
Эжен Луи Лами (по оригиналу Ньютона Филдинга). «Скачки в Шантийи», 1841
Картина, выполненная французским художником Лами по мотивам работ британца Ньютона Филдинга, про совсем другую культуру спорта. Здесь скачки – это не просто зрелище, а часть светской жизни.
Шантийи не стадион, а аристократический курорт под Парижем. На переднем плане – жокеи и лошади в момент старта, позади – трибуны, кареты, публика.
Этот сюжет важен потому, что он фиксирует спорт как часть зрительской культуры. Это уже не просто выполнение каких-то упражнений или развлечение, а событие со своим расписанием, повод надеть цилиндр. В XIX веке такие образы подчеркивали статусность спорта, а также его театральность, зависимость от публики и формы. В этой гонке побеждает не только скорость, но и образ.
Лерой Неймен. «Хоккей на льду». США, 1973
В 1973 году Нейман создал серию работ, посвященных хоккею, и «Хоккей на льду» – одна из них. Это динамичная, почти графическая сцена из хоккейного матча – мгновение атаки, игрок в красной форме с шайбой рвется к воротам.
Художник Лерой Неймен известен своими работами на спортивную тематику. Он умел передавать энергетику момента так, что даже неподвижное полотно будто движется. «Хоккей на льду» отражает увлечение Неймана хоккеем и его стремление передать энергию и динамику игры через яркие цвета и выразительные линии.
Изображения картин: Государственный Эрмитаж.