«Спорт День за Днем» в рамках проекта «Спорт в искусстве. Гид по Петербургу» продолжает рассказывать, как разные виды спорта отражаются в произведениях искусства, хранящихся в собраниях музеев Санкт-Петербурга.
Это пятый материал про самую большую коллекцию отечественного искусства в мире, принадлежащую Русскому музею.
Предыдущие материалы рассказывают про:
• спортивные картины авангардистов – Казимира Малевича, Ильи Машкова и Наталии Гончаровой;
• живопись Александра Дейнеки;
• произведения Сергея Лучишкина, Сергея Луппова и Ивана Куликова;
• графику Юрия Пименова, Федора Богородского и Юрия Петрова.
Александр Дейнека «Физкультурники», 1928
Еще в конце 1920-х годов Александр Дейнека формирует свой узнаваемый подход к спортивной теме. Он говорил: «Я могу часами любоваться бегунами, пятиборцами, пловцами, лыжниками. Спорт облагораживает человека, как все красивое». Это не была пустая фраза: за ней стояли сотни наблюдений, эскизов, мгновенно схваченных линий.
В «Физкультурниках» художник работает с обобщенными формами. Внимание сосредоточено не на конкретной личности, а на пластике тел, на том, как мышцы и связки работают в движении. Здесь нет портретной индивидуальности, зато есть ощущение порыва, готовности к старту.
Эта работа – своего рода гимн телу как инструменту и как произведению искусства одновременно. Спорт в произведениях Дейнеки не только труд и преодоление, но и чистая радость, та самая «человеческая красота в движении», которую он искал во всех своих сюжетах.
Александр Дейнека «В бассейне», 1935
В 1930-е спорт в СССР часто рассматривался как инструмент идеологии – он должен был демонстрировать силу, дисциплину и готовность нации к любым испытаниям. Это прослеживалось и в творчестве Дейнеки, но в этой работе он опровергают представление о спорте как исключительно орудии пропаганды.
В картине «В бассейне» нет плакатной строгости или прямолинейных лозунгов. Здесь – гармония движения, свет и спокойная уверенность. Дейнека умел с почти хирургической точностью схватывать момент.
Вместо того чтобы превращать спортсмена в символ, художник показывает его как человека, в котором физическая сила и красота соединяются в естественном ритме. Спорт здесь не марш и не парад, а медитативное, эстетичное переживание, сродни музыке или поэзии.
Владимир Лебедев «Акробатка», 1925
Если у Дейнеки спортивные сцены дышат гармонией и почти античной ясностью, то в «Акробатке» Владимира Лебедева есть определенный нерв и энергия времени. 1920-е годы были периодом, когда спорт в СССР только обретал форму, впитывая в себя и цирковую зрелищность, и военную выправку, и идею массовости.
Лебедев изображает женщину-акробата без скидок на пол. В ее фигуре столько же силы, сколько и гибкости. Это не «декоративная» женственность, а полноценное, равноправное участие в физической культуре. В том десятилетии это было принципиально: спорт объявлялся делом всех, и женщины наравне с мужчинами участвовали в соревнованиях, спартакиадах, кроссах.
В динамичной линии силуэта, в упругом изгибе корпуса читается эпоха – время, когда физическая активность стала символом нового общества, готового к напряжению и к переменам. Спорт в искусстве 1920-1930-х годов часто был не только визуальным образом, но и метафорой: силы, обновления, движения вперед.
Изображения: Русский музей.