Директор Центра-музея Владимира Высоцкого Никита Высоцкий: «Отец умел поддержать проигравшего»
Поэту, певцу и актеру Владимиру Высоцкому 25 января исполнился бы 71 год. Чтобы поговорить о том, какое место в его творчестве занимал спорт, корреспондент «Спорта» встретилась с Никитой Высоцким. Беседа состоялась в Центре-музее его отца неподалеку от Театра на Таганке. В таких местах время способно поворачиваться вспять. В середине разговора к нам заглянул друг Владимира Высоцкого — актер Валерий Золотухин. И оставшаяся часть интервью проходила под аккомпанемент песни «На Большом Каретном», которую Золотухин с чувством запел в соседней комнате…
В этом его дар
— Никита Владимирович, ваш отец всегда выглядел человеком крепким, натренированным. Он занимался спортом?
— У нас даже была выставка: «Спорт в жизни Высоцкого».
Так, чтобы серьезно заниматься спортом, одним видом — нет. В детстве у
него обнаружили порок сердца, поэтому большие нагрузки были
противопоказаны. Но он занимался всем понемногу: боксом, акробатикой,
хоккеем.
— Видела фотографию, где он с аквалангом…
— Да, отец занимался дайвингом. Хорошо плавал. На
лошади скакал, фехтовал неплохо. Ему многие вещи давались легко. Машину
научился водить быстро. На гитаре заиграл практически с ходу. Он был
по-спортивному одарен, хорошо владел своим телом и быстро все схватывал.
— Правда, что он мог на руках подняться на второй этаж?
— Да, и делал «крокодила» на одной руке, а это довольно сложно. У меня во всяком случае не получается.
— В «Гамлете» у него было много сцен, требующих серьезной спортивной подготовки.
— А в «Жизни Галилея» он стоит на голове, потом
обливается холодной водой. В «Десяти днях, которые потрясли мир» тоже
была сложная роль с точки зрения «физики». Он мог сделать на сцене и
кульбит, и фляк. В то время в театре много внимания уделялось культуре
тела. Для актеров это был своеобразный кодекс.
— В фильме «Служили два товарища» герой Высоцкого —
поручик Брусенцов — падает с четырехметрового борта корабля. Он сам
делал этот трюк?
— Сам, тогда редко прибегали к помощи каскадеров. Но
иногда кто-то снимался вместо него. Потому что это, конечно, большой
риск. На «Штрафном ударе», например, отец получил травму: лошадь его
ударила копытом, и он долго потом прихрамывал.
— С парашютом не прыгал?
— Вы знаете, отец побаивался высоты.
— Говорят, он однажды сыграл вничью с чемпионом мира по шахматам Михаилом Талем…
— Есть легенда, что он даже обыграл Таля. (Улыбается.)
Вокруг отца много разных мифов. Нет, конечно, как можно на равных
играть с Талем? Они иногда встречались. И Таль говорил, что отец играл
очень цепко.
— За какой клуб он болел?
— Вообще-то за ЦСКА, но когда спрашивали, за какую
футбольную или хоккейную команду болеете, отвечал: «За сборную,
красивую игру и победу». Его действительно трудно было назвать
болельщиком. Для него были важны не рекорды, а преодоление человеком
самого себя. То сверхнапряжение, которое он испытывает, поднимаясь над
собой.
— А близкие друзья из мира спорта у него были?
— Он был дружен с Валерием Харламовым. В последние годы
— с Алексеем Штурминым, который основал федерацию карате. Немного
общался с баскетболистами — Иваном Едешко и Анатолием Мышкиным. Он
вообще хорошо сходился с людьми. Входил в чужой мир легко, ненавязчиво.
Располагал к себе — искренностью, неподдельным интересом. Многие
говорят: «Мой друг Высоцкий». Они его видели-то всего два раза. Но он
так к людям относился, что возникало полное ощущение, что они друзья.
— Ваш отец написал больше двадцати песен о спорте. Как,
не будучи спортсменом и болельщиком, он смог так точно воспроизвести
драматургию спорта и показать психологию представителей разных видов?
— В этом его дар. Он говорил: «Когда пишешь, должно
быть 90 процентов воображения и только десять — жизненного опыта. Не
будучи альпинистом, написал песни, которые стали их гимном. На съемки
«Вертикали», в горы отец ехал с довольно легкомысленным настроем.
Альпинисты были для него загадкой. Писал моей маме в письме: зачем они
идут в горы? Потом узнал, что там погиб альпинист. Отец участвовал в
спасательной операции, и его все это очень взволновало. Он пробыл в
горах меньше месяца и буквально на одном дыхании написал песни, которые
живут уже больше сорока лет. А строки из них пишут на надгробиях
погибших альпинистов.
Мог бы сыграть Всеволода Боброва
— В фильмах о спорте того времени главные роли играли
актеры, далекие от спорта. Высоцкий наверняка сыграл бы более глубоко и
точно…
— Его вообще приглашали в кино мало. Принято считать,
что он сыграл около сорока ролей. Но главных за более чем двадцать лет
не больше восьми. Его неохотно утверждали. А случалось — уже
подписывали договор, покупали билеты в киноэкспедицию, но в последний
момент меняли решение.
— Почему? Может, потому что его герой получился бы слишком мятежным…
— Нет, просто понимали, что с ним будет связано много
проблем. Он был человеком непростым. Хотя, конечно, профессионалом.
Поэтому многие просто не хотели связываться. А сейчас почему-то у
некоторых мнение, что он был слишком благополучным, преуспевающим.
— Как вы думаете, кого он мог бы сыграть?
— Всеволода Боброва, мне кажется. Они были знакомы.
— На Олимпиады вместе со спортсменами выезжают «группы
поддержки» из известных актеров, музыкантов, депутатов. Многие
болельщики называют это «околоспортивной тусовкой». Как вы думаете,
если бы Высоцкого пригласили, он согласился бы?
— Дело не в том, что он не стал бы там тусоваться.
Почему? Он был нормальным человеком, умел веселиться. Но одно дело быть
рядом с победителями и пить шампанское, а другое — поддержать после
поражения.
В 1976-м, на Олимпиаде в Монреале, когда наши футболисты проиграли, он тоже там был. И случайно в магазине встретил Леонида Буряка с Олегом Блохиным. Позвал их к своим знакомым, у которых они остановились с Мариной Влади. И пел для них. Просто пел — для людей, которые проиграли в чужой стране, которым было плохо и одиноко. У меня сохранилась запись. Там только одна шуточная песня о спорте. Остальные — серьезные и душевные. Он тонко чувствовал, что человеку в такой момент нужно от искусства.
|Из песен Высоцкого о спорте
Удар, удар, еще удар, опять удар — и вот
Борис Будкеев (Краснодар) проводит апперкот.
Вот он прижал меня в углу, вот я едва ушел,
Вот — апперкот, я на полу, и мне нехорошо.
«Песня сентиментального боксера»
Мяч затаился в стриженой траве.
Секунда паузы на поле и в эфире...
Они играют по системе «дубль-вe»,
А нам плевать, у нас — «четыре-два-четыре».
«Песня про правого инсайда»
Комментатор из своей кабины
Кроет нас для красного словца,
Но недаром клуб «Фиорентины»
Предлагал мильон за Бышевца.
«После чемпионата мира по футболу — разговор с женой»
Разбег, толчок... И — стыдно подыматься:
Во рту опилки, слезы из-под век —
На рубеже проклятом два двенадцать
Мне планка преградила путь наверх.
«Песенка прыгуна в высоту»
