• Три вещи, которые раздражают в КХЛ. Их надо убрать

    5 сентября стартует сезон КХЛ-2025/26

    04.09.25 08:30

    Три вещи, которые раздражают в КХЛ. Их надо убрать - фото

    Фото: ХК СКА

    КХЛ – хороший чемпионат. Возможно, самый здоровый в России на фоне скандалов с лицензированием РПЛ и возможным подкупом судей в Первой лиге.

    Но, к сожалению, летнее межсезонье выявило в КХЛ ряд негативных тенденций, которые могут стереть весь тот имидж, что лига вырабатывала годами. И эти вещи просто раздражают болельщиков и журналистов.

    Менеджеры клубов не несут ответственность за свои действия

    Летом в КХЛ было какое-то сумасшедшее количество расторжений контрактов. Сначала СКА разорвал контракт с Евгением Кузнецовым, из-за чего нападающий не смог заработать 92 млн рублей в следующем сезоне.

    Потом Владимир Ткачев потерял статус самого высокооплачиваемого хоккеиста КХЛ. «Авангард» разорвал соглашение, потому что нападающий не подходил под модель главного тренера Ги Буше.  

    «Наш тренер в приоритет ставит наличие центральных нападающих. Если мы могли бы предоставить сильных центров без необходимости расставаться с Ткачевым — было бы именно так. Поэтому и искали, и пытались весь пазл сложить. Не получилось», – написал гендиректор «Авангарда» Герман Чистяков в своем Телеграм-канале.

    От прописанных в контракте 120 млн рублей Ткачев получил всего 30 млн рублей компенсации. Но ладно, в «Авангарде» могут уповать на тяжелое наследие прошлого руководства. Однако мы видели, как клубы плюют на договоренности, которым всего несколько месяцев.

    Владимир Ткачев

    Фото: ХК «Авангард»

    Еще до начала плей-офф «Салават Юлаев» поднял зарплату лучшему бомбардиру регулярки Джошуа Ливо – с 85 до 110 млн рублей. А уже летом клуб вынужденно снизил бюджет и стал искать юридические основания для расторжения контракта с канадцем.

    Снижение бюджета стало неприятной неожиданностью для самих руководителей «Салавата Юлаева». Но, наверное, прежде чем брать юридические обязательства перед сотрудниками, управленцы должны удостовериться, что смогут их выполнить.

    Ливо был загнан в ловушку. Будешь требовать компенсацию – не сможешь перейти в другой клуб. Перейдешь в новый клуб – не получишь компенсацию.

    Ладно, с «Салаватом» произошел, по сути, форс-мажор. Но вот, «Локомотив» расторг контракт с канадским защитником Маком Холлуэлом всего через два месяца после подписания. Хотя у «железнодорожников» был полный порядок и с потолком зарплат, и бюджетом.

    А все из-за того, что просто захотелось подписать словацкого защитника Мартина Герната. И все равно, теперь другие североамериканцы посмотрят на ситуацию и скажут: «Не, останусь-ка я в АХЛ. Тут профсоюз игроков мои права лучше защитит».  

    Это ужасный симптом того, что руководители могут расслабиться и не смотреть даже на два-три месяца вперед. Не пролазишь под потолок зарплат? Расторг контракт с кем-нибудь из хоккеистов. Укомплектовал состав, но на рынке появился более привлекательный хоккеист? Зачем заморачиваться с обменами, когда можно расторгнуть контракт.

    Самое печальное – руководство КХЛ ничего с этим не собирается делать. По крайней мере, об этом свидетельствует заявление президента лиги Алексея Морозова:

    «Это сказывается на том, что идут расторжения — приходит тренер, игрок его не устраивает, и менеджменту приходится искать варианты, чтобы усилить команду. Поэтому происходят эти обмены, и это интересно — видно, что за эти годы, с введения потолка, менеджеры совсем по-другому работают, растут, и есть хорошие примеры решений, как они находят способы уместиться в потолок зарплат, оставаясь сильной командой», – приводит слова Морозова пресс-служба КХЛ.

    Возможно, в кулуарах регламент будут дорабатывать. Но пока что менеджеры клубов могут не переживать по поводу потолка зарплат.

    Регулярный чемпионат без интриги

    Эта проблема сопутствует КХЛ последние два года. А с исчезновением «Витязя» она еще больше усугубится, ведь в лиге остались 22 клуба на 16 мест в плей-офф.

    Витязь.jpg

    Фото: ХК «Витязь»

    Еще раз – за Кубок Гагарина весной не поборются всего шесть команд (27% участников). А если учесть, что каждый сезон бывают минимум два бедных клуба, которые ни на что не рассчитывают («Сочи» и «Барыс»), то и выходит, что претендентов на плей-офф еще меньше.

    Дело не только в процентных соотношениях. То, что интриги нет, мы видели в прошлом сезоне, когда все участники плей-офф были известны за месяц. Да и в сезоне 2023/24, борьба за восьмое место на Востоке обострилась только из-за того, что с «Сибири» сняли четыре очка за нарушение лимита на легионеров.

    Это влияет на зрительскую привлекательность лиги. Да, болельщики будут ходить на стадион ради любимой команды. Но будет ли им интересно смотреть матчи других клубов?

    В марте, когда начнется плей-офф, будет интересно. А в феврале как будто можно потратить время на просмотр биатлона – там интрига всегда царит.

    Проблему можно было бы решить привлечением новых команд. Да только сама же КХЛ закрыла для этого двери – поставила условия, которые не выполнили бы семь действующих клубов лиги.

    Противоречивый лимит на легионеров

    О необходимости лимита на легионеров можно много спорить, но это бессмысленно. В нынешней политической реальности его никто не отменит, да и в глазах хоккейных властей ограничения выглядят оправдавшими себя. На двух подряд Олимпиадах сборная России дошла до финала, а на одной – взяла золото.

    В сезоне 2025/26 в каждой заявке не может быть более пяти иностранных хоккеистов.

    Проблема в том, что нынешний лимит противоречит своей концепции, которая заключается в развитии хоккеистов для сборной России. По крайней мере, так эту меру обосновывал президент ФХР Владислав Третьяк:

    «Мы всё равно вернёмся на международный уровень. Нам надо русских игроков развивать. А какой шанс для молодого игрока попасть в КХЛ, если все вакансии забрали посредственные легионеры? Которые к тому же автоматом получают места в первом‑втором звене, в бригадах большинства?», – приводит слова Третьяка «Матч ТВ».

    А что на деле? Лимит не распространяется на игроков из стран ЕАЭС, в первую очередь – из Беларуси и Казахстана. Конечно, страны нам дружественные. Только если следовать логике Третьяка, непонятно, как белорусы и казахи способствуют развитию сборной России. Почему им можно отбирать места у россиян, а, как правило, более качественным канадцам и американцам нельзя?

    Ладно, это политический момент, обусловленный общим законодательством страны. Но вот, КХЛ сама приняла новое правило – хоккеисты с российским паспортом, но с другим спортивным гражданством не будут считаться легионерами.

    Вероятно, сделано это для того, чтобы не повторился случай Федора Гордеева в «Сибири». Защитник имел паспорт России, никогда не играл за сборные США и Канады, но все равно считался легионером. Из-за этого сибиряки нарушили лимит на легионеров и были лишены четырех очков.

    Однако послабление касается и нападающего «Ак Барса» Дмитрия Яшкина, который чисто теоретически может выступать за сборную Чехии. Соответственно, Яшкин отбирает место у молодого россиянина (по логике ФХР). 

    Дмитрий Яшкин

    Фото: ХК «Ак Барс»

    Понятно, что КХЛ действует в своих интересах и так мягко пытается ослабить лимит. Но тогда справедливо будет обратиться к Минспорта и ФХР:

    «Либо отменяйте лимит! Либо делайте его последовательным!».  

    Подпишись на Телеграм-канал автора – «Записки Назаренко»


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»